Сбербанк. Внедрение инноваций, сохранение традиций



Сбербанк. Внедрение инноваций, сохранение традиций

Сохраняя традиции

12 ноября 1841 года российским императором Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс. Эта дата считается днем рождения Сбербанка. Сейчас мы являемся преемником традиций и принципов сберегательного дела в нашей стране. Одна из них — доступность для людей. Сегодня, чтобы стать полноправным клиентом нашего банка, достаточно открыть вклад на 10 рублей. Еще одна важная традиция, которую мы сохраняем на протяжении всего времени, является нашим лозунгом: Сбербанк всегда рядом. Например, в Тульском регионе на данный момент 120 филиалов и порядка 1700 сотрудников.

Человек должен учиться всю жизнь

Переходя от разговора о сохранении традиций к миссии Сбербанка, внутреннему устройству и кадровой политике банка, Андрей Шестаков отметил, что в современных условиях рынка труда человек должен учиться всю жизнь.

— Поменять профессию пять, шесть, семь раз в жизни — к этому надо быть готовым, без постоянного обучения это невозможно. У нас все сотрудники учатся постоянно, у каждого есть индивидуальный план развития и руководитель, который отслеживает динамику. Наш корпоративный университет входит в тройку лучших в мире. Постоянное совершенствование себя позволяет нам совершенствовать клиентский сервис и даже в некоторой степени заниматься информационным и цифровым просвещением клиентов.

Что нужно бизнесу?

— Андрей Александрович, на одной из конференций вы подробно рассказывали о построении экосистем для физических лиц на основе изучения их потребностей. Какие потребности у современных предпринимателей и бизнеса?

— Есть три базовых потребности. Первая: сервисы должны быть быстрыми. У предпринимателей мало свободного времени, они должны быстро получать необходимую услугу. Наш сервис «Сбербанк Бизнес Онлайн» работает 24/7 из любой точки мира. С его помощью можно проверить контрагентов, без визита в банк получить счет, создать сайт для бизнеса, вести бухгалтерию, складской учет и так далее. Есть сервис «Личный Юрист», с помощью которого можно внести изменения в документы онлайн.

Вторая: банковские продукты должны быть актуальными. Они должны решать проблемы предпринимателя здесь и сейчас.

Третья: продукты должны быть доступными. Эти базовые потребности могут быть решены только через цифровую экономику, потому что скорость реализации тут самая высокая. Например, человек хочет открыть счет. При традиционной экономике нужно лично посетить филиал, заполнить большое количество бумаг — это долго. Сегодня благодаря цифровым технологиям и продуктам, которые мы реализовали на их базе, открыть счет — дело пары часов. Помимо этого, при помощи платформы «Сбербанк Бизнес Онлайн» предприниматель может следить за состоянием своих счетов и совершать платежи из любой точки мира, где есть доступ в интернет.

Возвращаясь к вопросу о скорости, платформы для физических и юридических лиц построены по схожим принципам. Например, человек уже был нашим клиентом в качестве физического лица и решил стать предпринимателем. Для него переход с одной платформы на другую будет максимально простым и быстрым, а интерфейс — интуитивно понятным.

Вокруг этих трех потребностей мы строим платформу и продукты для предпринимателей, дополняя ее образовательными материалами и другими услугами.

 

— Расскажите о новинках, которые готовит Сбербанк для корпоративных клиентов?  

— Новинки есть. Они основаны на тех же принципах, о которых мы говорили чуть ранее. Например, программа К7М — это кредит для юридических лиц до 2 млрд рублей за 7 минут. Это уникальный продукт. Чтобы получить такой кредит, раньше требовались месяцы. Также у нас есть смарт-кредиты, предодобренные кредиты — это продукты, основанные на изучении деятельности предпринимателя. Благодаря цифровым технологиям и искусственному интеллекту мы знаем нашего клиента иногда лучше, чем он сам. Большие данные (большие данные, или Big Data —
совокупность технологий, позволяющая обрабатывать и анализировать большие массивы информации, — Прим. Ред.) позволяют нам понимать, что человеку нужно. Это называется предиктивная аналитика: клиент еще даже не подумал, а мы уже подумали и предложили готовое решение для его задач. Помимо этого, мы выпускаем целую линейку бизнес-карт: с повышенным кешбэком, со специальными условиями при работе с контрагентами-партнерами программы или по особым категориям. Например, кешбэк до 17% при сотрудничестве с определенными ресторанами, заправками, магазинами и т. д. Это выгодно клиентам.

Зачем носить бумажник?

— Я считаю, что карты уходят в прошлое, в ближайшее время люди от них откажутся. Я сам уже давно отказался от использования наличных, а карты интегрировал в специальное приложение для смартфона. Сейчас практически нет места, где нельзя было бы рассчитаться с его помощью. Все необходимые оплаты также можно сделать в приложении, не отвлекаясь от важных дел. Исключениями остаются общественный транспорт и банкоматы, но тут мы ведем активную работу. Во-первых, реализуем программу оснащения общественного муниципального транспорта системой бесконтактных платежей. Чтобы увлечь людей в этот процесс, предоставляются скидки:15 рублей вместо 20 при оплате картой или мобильным устройством. Во-вторых, модернизируем банкоматы. В Тульской области их более 700, большинство из них уже снабжены оборудованием, позволяющим работать с технологией NFC (технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, —
Прим. Ред.). Сейчас идут работы по его настройке, и уже и в ближайшее время туляки смогут воспользоваться бесконтактной технологией в каждом банкомате Сбербанка. Это решает много проблем. Были случаи, когда из-за перебоев с электричеством банкомат не выдавал карту клиенту обратно. А у людей свои планы на день, они не хотят тратить время и энергию на эти процедуры. Наша задача — сделать их жизнь удобнее. По этой же причине мы расширяем функционал мобильного и интернет-банкинга в направлении оплаты ЖКХ, штрафов, налогов, образовательных учреждений и т. д. Это будущее, мир быстро развивается.

Простая оцифровка ничего не даст, важно научиться грамотно использовать эти цифры.

— За последние пять лет человечество сгенерировало столько же информации, сколько за всю историю до этого. И эти цифры увеличиваются на 30% ежегодно. Сейчас это примерно 160 зеттабайт. У нас просто нет другого выбора, кроме как осваивать и интегрировать информационные технологии в нашу жизнь. Для того чтобы государственная программа «Цифровая экономика» была реализована, нужно подтягивать промышленное производство, государственное управление — это те сферы, где анализ массива данных поможет выйти на новый качественный уровень. И здесь мы выполняем свою задачу: собираем, структурируем и анализируем данные. Сегодня просто оцифровать эти данные мало, нужно учиться правильно их использовать. Мы это уже умеем. Сбербанк — это практически цифровой банк. В целом банковские технологии в России одни из лучших в мире, а внутри страны мы выступаем драйверами цифровой экономики. Кстати, и население у нас в этом направлении (цифровые компетенции) находится не на последнем месте. Поэтому такие технологические гиганты, как Google, внедряют самые передовые технологии именно в России.