Екатерина Толстая:

Екатерина Толстая: "Ясная Поляна - моя жизнь"

Екатерина Толстая представляет в нашем проекте необычную бизнес-модель. Для музея «Ясная Поляна» получение прибыли не является ключевым фактором развития. Ясная Поляна – один из самых успешных мировых брендов, который демонстрирует основные направления  развития культуры в бизнесе и бизнеса в культуре. В руках Екатерины Александровны – сложный механизм и большая ответственность за его развитие. Ее несомненные заслуги – внимание ко всему, что происходит внутри и вокруг музея, ориентация на новые технологии, расширение направлений деятельности. 

 

 

– В современных условиях музей не может не быть бизнесом. Владимир Толстой понял это одним из первых – поэтому еще в 90-е годы мы выкупили территорию Дома отдыха, создали кафе, гостиницу, сувенирную лавку, книжный магазин. Мы получаем большую помощь от государства, но не должны быть «нахлебниками». При этом никогда нашей основной задачей  не было и не будет получение прибыли.

***

– Ясная Поляна – это мировой бренд. В бизнесе нужно использовать различные инструменты для поддержания бренда. Но в нашем случае не одни маркетинговые ходы способствуют интересу к Ясной Поляне – во многом это заслуга гения Толстого, его бесконечно глубокого и разнопланового наследия. Интерес к Толстому будет всегда. Его переиздают, читают, по его произведениями снимают кино, делают театральные постановки, о нем спорят, его изучают. Мы стараемся быть открытыми посетителям, мы поддерживаем бренд искренне и увлеченно.

***

– В 90-е годы Ясная Поляна запатентовала название. Теперь оно может использоваться только после согласования  с нами.

***

– О конкуренции в среде музейщиков говорить неэтично. Мы абсолютно не конкуренты.  Мы – содружество, братство.

***

– Меняется жизнь, меняются технологии. Меняются посетители и сотрудники. Прошло время монотонных заученных лекций и смотрительниц, главная обязанность которых – не пускать посетителей за ограждения. Наступила эпоха динамичного развития музеев.  Но все-таки основой музея остаются задачи по ведению научной деятельности, хранению  и пополнению фондов.

***

– Музей должен чувствовать аудиторию. Суть подхода Ясной Поляны – сделать так, чтобы посетитель захотел к нам вернуться, чтобы посещение музея было не «для галочки», но чтобы оно давало импульс в развитии, пищу для размышлений.  Смысл музейной деятельности глубок – и он, конечно, не сводится только к экскурсиям.

***

– Ясная Поляна разрабатывает новую стратегию развития – в ней мы делаем акцент на филиалы – Никольское-Вяземское, Пирогово, Крапивна, Мансурово. Это связано с тем, что фактически поток туристов в усадьбу Ясная Поляна достиг максимума, порога – в том смысле, что физически усадьба не может принимать гостей больше, чем принимает теперь. На выходных, к примеру, у нас группы посещают музей с интервалом в 10 минут. Мы разрабатываем объединенные маршруты, таким образом, понемногу разгружаем Ясную, распределяем потоки гостей.

***

– Новшества в музее затрагивают все сферы: от подготовки кадров до технологий. Мы ведем работу над технологическим совершенствованием, с тем, чтобы сделать музей более современным, доступным. Аудиогид на трех языках, аудиопен (посетителям будет выдаваться карта с интерактивной ручкой, информация с которой поступает в наушники любого мобильного устройства), интерактивная карта, передвижные выставки (самая популярная «Сад Толстого»). Мы развиваем онлайн технологии – теперь можно забронировать гостиницу, в перспективе – заказать билет на экскурсию. Установлен терминал для желающих просто погулять по территории – это позволило несколько сократить очереди, развести поток людей в разные направления.

***

– Клуб, в котором проходят лекции, кинопоказы, встречи с режиссерами, концерты – это один из наших новых проектов. Его успех показывает, насколько в Туле высока потребность в культурном времяпрепровождении, в хороших беседах и книгах. И сколько в Туле умных интеллектуальных людей.

***

– Мы запатентовали выпуск керамики «Ясная Поляна» – это сочетание яснополянской глины, интересных форм и содержания – фигурки иллюстрируют сцены из произведений Льва Толстого. Еще одно направление – гербарии из яснополянских растений: мы возрождаем давнюю традицию Толстых. Сбыт пока осуществляется только для посетителей музея и коллекционеров. В перспективе мы планируем открыть мастерские и магазины.

***

– Наша большая удача – вхождение в целевую федеральную программу по культуре. В рамках программы уже в 2015 году мы начнем строительство Центра по приему посетителей, в котором будет зал ожидания, касса, экскурсионное бюро, кафе, сувенирный магазин. Постройка будет в стиле деревенской усадьбы, органично  вписывающейся в ландшафт. А еще мы, наконец, поставим на территории лавочки.

***

– Если раньше экскурсоводу предлагали выучить типовую  экскурсию, то теперь  требования к экскурсоводам кардинально изменились. Кандидат должен представить авторский вариант экскурсии, постоянно развиваться, и, пожалуй, самое важное – иметь свое мнение.

***

– Наши новые разработки – гастрономическая экскурсия (уникальная возможность увидеть то, что не входит в основную экспозицию: кухню, плиту Софьи Андреевны), лыжные, велосипедные экскурсии, обучение верховой езде. Это направления, которые приносят удовольствие посетителям музея, за такие вещи, согласитесь,  приятно платить.

***

 – Для меня Ясная Поляна – это жизнь. Дом, семья, работа, общение, развитие – все связано с Ясной Поляной.

 

Новости