Итоги онлайн-конференции с управляющим Тульским отделением Сбербанка Андреем Шестаковым



Итоги онлайн-конференции с управляющим Тульским отделением Сбербанка Андреем Шестаковым

6 октября, редакция «Тульского Бизнес-журнала» организовала онлайн-конференцию с управляющим Тульским отделением Сбербанка Андреем Шестаковым, где разговор шел об удаленных каналах банковского обслуживания.

Кроме Андрея Александровича, на вопросы туляков и жителей области отвечали заместитель управляющего Леонид Шибаев, начальник отдела платежных сервисов Александр Игумнов и начальник отдела эквайринга Александр Шилов. 

 

«Тульский Бизнес-журнал»: Что такое удаленные каналы обслуживания?

Сбербанк: Это возможность получить практически любые банковские услуги без посещения офиса Сбербанка, из любой точки мира, 24 часа в сутки.  

 

ТБЖ: Один из вопросов от читателей звучит так: «Почему процентные ставки по вкладам в Сбербанке в последнее время резко снизились по сравнению с другими банками?»

Сбербанк: Это напрямую связано с инфляцией, остальное – уже нюансы.

Здесь главным драйвером является инфляционный процесс и, как следствие, ключевая ставка Центробанка. Стоит отметить, что данная тенденция свойственна всей банковской системе, а не только Сбербанку.

Что касается валютных вкладов, то там ставка практически нулевая.

 

ТБЖ: С помощью сервисов Сбербанка можно оплатить практически все виды услуг. Ждет ли клиентов что-то новое?

Сбербанк: Из новых сервисов до конца этого года будет реализована активная корзина платежей. Это своеобразное хранилище, в меню приложения «Сбербанк Онлайн», где будут собираться все поступившие начисления клиенту. Это и неоплаченные счета за ЖКХ, налоги, штрафы ГИБДД и т.д.

То есть, благодаря этому новому сервису, можно будет оплатить все поступившие квитанции сразу или выбрать то, что конкретно требуется клиенту. При этом, оплаченные счета удалятся из корзины платежей.

Касаемо штрафов ГИБДД, в скором времени – к концу 2017 года – при подключении к услуге «Автоплатеж» штрафов ГИБДД, можно будет увидеть в сообщении все параметры: дату, время, место, статью правонарушения и номер автомобиля, что позволит однозначно определить штраф. На смартфоне можно даже увидеть место нарушения на карте.

Отвечая на вопрос, можно ли упростить поиск штрафов по ФИО, отвечаем – здесь это не имеет смысла. При одном введенном параметре можно получить несколько десятков результатов.

Кстати, по статистике – в течение этого года оплата штрафов ГИБДД через «Сбербанк Онлайн» выросла с 23 до 50%.

 

ТБЖ: А как обстоят дела с оплатой налогов?

Сбербанк: Через приложение «Сбербанк Онлайн» можно совершить оплату налогов или их поиск. Для удобства оплаты налогов на всех квитанциях имеется штрих-код – поэтому дополнительно налогоплательщику ничего вводить не придется.

К запуску планируется проект с Пенсионным Фондом России – в личном кабинете будет доступна вся необходимая информация.

 

ТБЖ: По этой теме есть еще вопрос. Возможен ли автоплатеж налогов?

Сбербанк: Нет, такое не предусмотрено. Налоги – это та сфера, где человек должен видеть, что он оплачивает. Здесь нередко возникают вопросы.

А вот увидеть начисления по налогам можно.

 

ТБЖ: Возникла такая ситуация. По квитанциям ЖКХ, вместо привычных 500-700 рублей по подключенному автоплатежу списали 2 500. Технический сбой у управляющей компании. Как впредь защитить себя от ошибок?

Сбербанк: В этом случае советуем всегда устанавливать максимальную, «пороговую» сумму.

То есть – если вы знаете, что за свет придет квитанция, в среднем на 800 рублей, имеет смысл в настройках указать максимальный порог автоплатежа в 1000. Тогда, даже в случае сбоя или неправильного начисления большая сумма не спишется.

В любом случае, на телефон клиента приходит СМС с запросом, где должна быть указывается сумма. Сомневаетесь в платеже – введите код и платеж не совершится.

 

ТБЖ: В то время, когда активно развиваются удаленные каналы обслуживания, принимаются ли в офисах Сбербанка наличные платежи?

Сбербанк: Практически, в каждом филиале, если есть касса, такого рода платежи принимают. Это обязательно.

Но уже есть четыре удаленных офиса, которые работают на базе проекта «Электронная деревня» - все платежи и операции проходят без наличных денег, и один большой – бизнес-офис на ул. Ложевой в Туле.

Это - первый в России безналичный офис Сбербанка – наш пилотный проект, запущенный с февраля этого года. Здесь вообще не принимаются наличные средства. Но в радиусе 500 метров работают ещё два офиса – в обычном режиме.

Любопытно, что офис на Ложевой - по некоторым показателям - развивается быстрее, чем остальные. Клиенты стали более вдумчивые, они активно работают с безналичным расчетом.

 

ТБЖ: Есть бонусы для тех клиентов, которые постоянно расплачиваются картой?

Сбербанк: Естественно - бонусная программа «Спасибо от Сбербанка». Здесь проценты начисляются не на остаток, а на оборот с карты.

Минимум 0,5% с каждой покупки, а у многих компаний - партнеров банка процент ещё выше. Так, в сети магазинов «Пятерочка» с каждой покупки начисляется 2,5%. Кстати, потратить их можно прямо здесь же. По области уже около 160 магазинов этой сети, охват людей людей - широкий.

В ресторанах быстрого питания тоже своя система начисления бонусов. В McDonald’s – 3%, в Burger King – 10%. Повторимся, «Спасибо» начисляется со всех покупок, оплаченных вашей картой.

Кроме этого, у Сбербанка существует специальная карта с повышенными бонусами – Visa Platinum. 10% - с заправки автомобиля на любой станции, даже за пределами страны, 1,5% - в супермаркетах, 5% - в ресторанах и кафе.

Годовое обслуживание составляет всего 2 400 рублей. То есть при среднем обороте в 35 тысяч – карта окупится за два месяца. Так можно и смартфон каждый год обновлять.

 

ТБЖ: Есть ли бонусы для предпринимателей, которые используют для приема безналичной оплаты терминалы Сбербанка?

Сбербанк: Для предпринимателей есть определенные преимущества. Например, в районах Тульской области есть свое сервисное подразделение, свои специалисты. То есть, если у предпринимателя в Ефремове что-то сломалось, то помощь к нему придет максимально быстро.

Наш процессинговый центр обрабатывает до 80 тысяч операций в секунду. Транзакции по картам проходят очень быстро.

Основной бонус для предпринимателей – это 1,5 млн жителей области, имеющие карты Сбербанка, которые обязательно придут к ним.

 

ТБЖ: Люди спрашивают: оплачивали квитанции ЖКХ несколько месяцев назад, чек не сохранился. Можно ли, спустя время, найти его?

Сбербанк: Чек легко восстанавливается через приложение «Сбербанк Онлайн» - найти его можно по лицевому счету, в меню «История операций». Далее его можно распечатать или отправить по электронной почте.

Отметим, что такая информация хранится три года.

 

ТБЖ: Есть ли в Сбербанке система идентификации клиентов по распознаванию лиц?

Сбербанк: Благодаря президенту Сбербанка – Герману Грефу, все новые тренды и мировые тенденции подхватываются и учитываются. С гордостью скажем, что в некоторых из них, мы идем впереди всех. Искусственный интеллект, машинное обучение – это те два момента, где Сбербанк является передовиком.

Если брать биометрию в целом, то в некоторых регионах уже реализован проект «Ладошки». Это сервис для школьных столовых – биометрическая идентификация ребенка. Он просто прикладывает ладошку, и с определенного счета списываются средства. Родители понимают, что ребенок не потратит деньги на что-то другое, всегда будет сыт.

Как уже было сказано, это уже реализованный проект, но Тула, к нашему сожалению, здесь не представлена. Наши родители к «Ладошкам» пока только присматриваются.

Но все же, самый надежный идентификатор – голос. Распознавание голоса мы пока только вводим, используя в работе с VIP-клиентами. И то, в качестве дополнительного и необязательного идентификатора.

 

ТБЖ: Если на телефон пришла СМС о том, что карта заблокирована и нужно позвонить по указанному телефону, что делать в таких случаях?

Сбербанк: Волна такого СМС-мошенничества прошла несколько лет назад, но отголоски ещё есть. При выдаче карты сотрудник Сбербанка обязательно проговаривает, что личное общение с клиентом  проходит только в офисе.

Все сообщения должны приходить только с определенного номера - 900. В другом случае – не отвечайте на подозрительные СМС и не перезванивайте.

 

ТБЖ: Некоторые боятся кредитных карт, или же наоборот – потратив сегодня 50 000 рублей, думают, что отдать их можно через два года. Так ли это?

Сбербанк: Кредитная карта, выдаваемая банком, удобна, и в ней нужно уметь разбираться. Все карты такого типа обязательно подключены к «Мобильному банку». За 5 -6 дней приходит оповещение с информацией о задолженности и размере обязательного платежа.

Поэтому наш совет – чтобы не было вопросов, к любой карте подключите «Мобильный банк»!

 

ТБЖ: На многих розничных рынках нет возможности безналичной оплаты. Как быть с этим?

Сбербанк: POS-терминал – дорогостоящая техника, с определенными требованиями к технике. Не каждый предприниматель имеет возможность установить данный вид оборудования. Но с четвертого квартала этого года мы вводим мобильные mPOS-терминалы, которые подключаются к смартфону. Они дешевле, и могут быть установлены в такси, мелких палатках, на рынках.

Стоит сказать, что такие терминалы устанавливаются банком. В чем суть? Терминал «привязывается» к расчетному счету клиента.  Кроме того, при его поломке Сбербанк берет на себя расходы по ремонту или необходимой замене, а, купив терминал самостоятельно, предприниматель берет расходы на себя.  Не думаем, что это выгодно.

Ну и самое простое. Напомним, что практически все карты подключены к «Мобильному банку». Можно просто перевести деньги со счета на счет. Например, рынок электроники «Горбушка» в Москве работает именно таким образом.

 

ТБЖ: Требование об обязательном использовании интернет-магазинами онлайн-касс вступает в силу с 1 июля 2017 года в соответствии с новой редакцией 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Как здесь действует Сбербанк?

Сбербанк: Мы идем в ногу со временем. Совместно с компанией АТОЛ разработано отличное решение – касса, включающая в себя функции учета ассортиментного перечня, платежного терминала, фискализацию данных ЭВОТОР. Также можно осуществлять как безналичный, так и наличный расчет.

Сервис этот довольно широкий, комплекс очень удобен в применении.

 

ТБЖ: Проценты по ипотеке в банке снизились, но кредит был взят ранее под больший процент. Возможно ли снижение ставки по ипотеке до нынешнего уровня?

Сбербанк: Это возможно в индивидуальном порядке по определенному алгоритму – при отсутствии просроченных платежей.

 

ТБЖ: Рассматривает ли Сбербанк возможность транзакцией посредством криптовалют? Каково отношение руководства к тому, что данный вид валют активно используется на Западе?

Сбербанк: Вы, наверняка, слышали о позиции Центробанка – криптовалюта не наш метод. Пока клиентам не стоит вкладываться в криптовалюту.

7-8 лет назад Герман Греф купил майку за 12 биткоинов. Тогда они стоили 39 центов, а сегодня эта майка – самая дорогая вещь в гардеробе президента Сбербанка.

Что касается тенденции с криптовалютой, сейчас это даже не «золотая лихорадка», а своего рода фетиш, который или угаснет, или наоборот.

 

ТБЖ: Аналитики прогнозировали, что в 2017 году только 5% банковских операций будут совершаться в отделениях банков, в то время как 95% операций будет происходить через Интернет. Какова ситуация по Сбербанку сейчас в Туле, Тульской области? И как выглядит эта ситуация по стране в целом?

Сбербанк: В масштабах Тульской области, если брать только платежи – на данный момент всего 11,5% операций совершается в офисах, половина из них – безналичным путем. Остальные платежи - по удаленным каналам.

Если брать страну в целом – то здесь на один процент больше, 12,5%.

 

ТБЖ: Сейчас некоторые расплачиваются в магазине, поднеся карту или мобильный телефон к терминалу. Что это за технология? Есть ли такая у Сбербанка и как ее подключить? Насколько это все безопасно?

Сбербанк: Эта технология бесконтактного платежа. С лета этого года все карты Сбербанка оборудованы бесконтактным интерфейсом. Взгляните, если на вашей карте нет специального знака, то ее следует перевыпустить.

Кроме того, если ваш гаджет поддерживает технологию бесконтактной оплаты – Apple Pay, Android Pay или Samsung Pay, то удобнее будет привязать карту или несколько карт к своему смартфону через «Сбербанк Онлайн».

Вопрос о безопасности. Воспользоваться картой без PIN-кода можно только до суммы в 1000 рублей. При подключенном «Мобильном банке» клиент всегда может увидеть, какие операции прошли и, в случае необходимости, заблокировать ее.

 

ТБЖ: Все ли терминалы имеют возможность бесконтактной оплаты?

Сбербанк: Сейчас в Тульской области терминалов, способных к бесконтактной карте, уже более 90%. До конца года мы планируем заменить оставшиеся.

 

ТБЖ: Бесконтактные мойки, заправки без оператора. Будут ли в Сбербанке офисы без сотрудников?

Сбербанк: Зачем делать офис без сотрудников, если он уже существует. Смартфон в наших руках. Мы всегда им пользуемся, это самый востребованный гаджет. 

Практически все операции, которые можно совершить в офисе, сегодня можно сделать и в «Сбербанк Онлайн». Он делает нашу жизнь намного проще.