Туляки в «черную пятницу» саботировали торговые центры?



Туляки в «черную пятницу» саботировали торговые центры?

источник фото:www.nowcrimea.ru

 

Сайт «СберДанные» опубликовал исследование по поводу торговой активности россиян в разрезе регионов страны в «черную пятницу» 29 ноября 2019 года. Главные выводы: в среднем по РФ объем продаж в этот день превысил обычные показатели на 4,04% (в общей сумме +19,3 млрд рублей), а позитивная динамика зафиксирована в 65-ти субъектах страны. И впервые за три года более половины оплат (51%) были совершены не «живыми» деньгами, а - безналичным способом.

Однако для нас интереснее другой вывод. В числе 16-ти регионов, где объемы покупок оказались не выше, а НИЖЕ данных за обычные дни - Тульская область. Ее показатель уменьшения покупательской активности – минус 0,32%, или – 70-е место в масштабах России и – 14-я позиция в ЦФО. Явно «не лидеры»!

И второй наш «анти успех»: основная часть покупок была оплачена наличностью. На банковские карты и интернет-платежи пришлось около 48% фактов.

В приложении к итогам рейтинга размещен увесистый пояснительный текст и большая таблица с разными показателями. Вот некоторые факты оттуда.

Самыми активными покупателями оказались россияне в возрасте 25-45 лет. А те, кто старше 55-ти, практически поголовно проигнорировали «черную пятницу». Чаще других спортивные товары покупали люди в возрасте до 30-ти или старше 55-ти лет. Улыбку вызывает утверждение, что в ювелирных салонах выстраивались очереди из покупателей и покупательниц в возрасте 16-20 лет. Учитывая, что у столь юных граждан значительных сумм денег, как правило, почти нет, остается предположить, что они смогли существенно потрясти кошельки родителей и бабушек-дедушек…

Вот – целевая «раскладка» затрат на покупки.

Каждый четвертый рубль ушел на еду. Каждый десятый – на обувь и одежду. Чуть более 5% средств оставлены в ресторанах и кафе, чуть менее 5% - на автозаправочных станциях. Примерно по 3-4% - это расходы на электронику и бытовые товары, на строительные материалы. На лекарства ушло всего 2,7%, а на вино-водку небольшие суммы - 1,9%! Посещение саун, салонов красоты и парикмахерских – 0,48%. Наконец, покупка домашних животных (хомячков, мышей и крыс в связи с наступлением Года Железной Крысы?) – 0,38% затрат.

Еще один интересный факт. Основной рост затрат на покупки пришелся на продукты питания, одежду-обувь, электронику, бытовую технику. Всё. Остальное – в минусе или в нуле. В том числе - визиты в рестораны/кафе, затраты на бензин, водку(!!!), лекарства, развлечения, салоны красоты, мышек-хомячков…

Возвращаемся к рейтингу. В таблице есть любопытная пометка рядом с шестью регионами РФ в виде «звездочки». И – пояснение: мол, эти данные «…могут содержать существенные погрешности». Как на подбор, все «звездочки» - рядом с регионами Северного Кавказа. Которые дружной группой оказались как бы лидерами в масштабах РФ. У них затраты на покупки выросли 29 ноября сразу на 15-25%, хотя у ближайших по лидерским показателям регионов других субъектов РФ – на 7-10%. А у остальных «положительных» территорий страны – на 2-3%. В итоге в тексте, где перечислены лидеры по увеличению затрат, носители «звездочных» пометок отсутствуют. Их, как бы, нет. Видимо, на всякий случай.

С учетом этого фактора, лучше всех сработали сетевики в Оренбурге, Приморском крае, Питере + Ленинградская область, в столице + Подмосковье, Ярославле и в Тыве (эта республика – самая бедная в России).

Размышления по поводу «покупательского отставания» Тульской области.

Обратите внимание: рядом с нами, имея столь же скромные объемы затрат – Липецк, Белгород, Орел, Пенза, Тверь. То есть регионы, где в структуре населения - очень значительна доля пенсионеров. У нас, например – почти 34% от всей численности жителей области (в среднем по стране – 31%).

В пояснительной записке специально упомянуто: ветераны по всей стране почти не отреагировали на призывы приходить в магазины в «черную пятницу». Причины понятны: и денег у пенсионеров не так много, и «экономные» покупки они делают в другом режиме. Не в «специальные» дни, когда почти везде – очереди и толкотня, а – всегда.

И еще один весьма важный фактор. Сайт СберДанные оперирует информацией Сбербанка, Росстата и некоторых других ведомств. Но абсолютно полной картины событий не имеет. Отчеты регионов и компаний сетевой торговли могут не вполне соответствовать реальному положению дел. Да и показатель снижения объемов сетевой торговли в Тульской области – в рамках статистической погрешности. Тут, скорее, можно говорить о том, что 29 ноября был обычным торговым днем. Ну, больше рекламы, скидок и прочих акций. Не кардинальные аргументы, на конечные суммы покупок они у нас не сказались.

И – последнее. Объем всей тульской торговли с начала года вырос на 1,5%. Да, немного. Но в сетевой торговле данные чуть выше. А почти три года до того общий показатель был на нуле или снижался. Теперь же – небольшие, но – сдвиги в положительную сторону…