Тульский бизнес «спасается» и уходит из сферы услуг в торговлю?



Тульский бизнес «спасается» и уходит из сферы услуг в торговлю?

Сайт «СберДанные. Исследования» опубликовал очередное исследование о потребительском поведении россиян в конце июля 2020 года. Расходы стабилизировались и остаются на уровне 2019 года. Экономии на продуктах питания точно нет. Но изменилась структура затрат - нет роста расходов на услуги (–17,6%). Они перераспределяются в пользу других товарных категорий. Туда же начал «уходить» и бизнес.

Общее количество торгово-сервисных точек, работающих по состоянию на конец июля, всего на 1,4% меньше, чем в феврале. При этом 8,0% организаций сектора услуг и 4,0% непродовольственных магазинов все еще не открылись. Их как бы нет. Одновременно продовольственных магазинов стало больше на 7,0%.

Это указывает на распространенную стратегию адаптации бизнеса к введенным ограничениям. Многие компании перепрофилировались из непродовольственных в продовольственные, а из сервисных - в торговые. Это может оказать поддержку бизнесу в случае второй волны пандемии и возобновления ограничений. Такая стратегия также отчасти объясняет повышенный рост расходов населения на продовольственные товары

Постепенно более устойчивыми становятся и еженедельные изменения трат внутри отдельных категорий. Расходы на непродовольственные товары остаются заметно выше уровней 2019 г. (+10,1%), причем драйверами стали не только бытовая техника и электроника, но и автомобили. А вот спрос на услуги стабилизировался на «подавленных» уровнях.

Да, часть спроса не может вернуться из-за сохраняющихся ограничений. Они есть, например, в туристической отрасли. Кроме того, остаются отдельные региональные ограничения, в том числе в крупных розничных секторах. Однако и потребители не проявляют особого энтузиазма в тех сегментах, где тратить уже можно достаточно свободно. Покупки в кафе и ресторанах - на 28% ниже, чем год назад, в салонах красоты - на 22%.

Самая большая прибавка в затратах туляков по сравнению с 2019 годом – приобретение компьютеров и гаджетов (рост - в полтора раза). На треть увеличились расходы на покупку иных видов бытовой техники. Далее – еда и алкоголь. Заметное увеличение – по мебели, одежде-обуви, автозапчастям, строительным материалам, лекарствам, товарам для красоты. Из сервисов устойчиво позитивны тенденции по услугам интернет-магазинов, платной медицины, спорта, развлечений, отдыха и – увы – ритуальных услуг