Курс на экспорт. Окно новых возможностей



Курс на экспорт.  Окно новых возможностей

 Что имеем сейчас

На фоне большинства российских регионов Тульская область, если рассматривать ситуацию в разрезе неэнергетического экспорта, смотрится весьма неплохо. Около двухсот предприятий региона успешно ведут внешнеэкономическую деятельность, что, естественно, качественно отражается на их финансовых результатах. Но кто они — наши устоявшиеся экспортеры? В основном это крупные химические и металлургические предприятия, «оборонщики», немало в этом списке представителей сферы АПК и пищевой промышленности. География поставок обширна: европейские, азиатские рынки, а еще Африка. По итогам 2019 года наши компании экспортировали товаров на 3 миллиарда долларов. Позитивно. Но посмотрим с другой стороны. В регионе, где ведут деятельность как минимум несколько тысяч хозяйствующих субъектов, имеющих производственный цикл, — около четырехсот компаний-экспортеров. Это, безусловно, очень мало. Хотя предприятий, производящих качественную конкурентоспособную продукцию, немало, а самое главное, у них есть возможность в краткосрочной перспективе нарастить объемы производства без серьезных капиталовложений. Что же пугает наших предпринимателей в работе за рубежом, почему нет активности в этом направлении, почему у нас долгое время был сложившийся пул экспортеров?

Все весьма тривиально. По мнению ряда экспертов, первая причина отложить планы по ведению внешнеэкономической деятельности — условная неизвестность. Мотив прост: мы никогда этим не занимались, не знаем, не умеем и так далее. Вторая — языковой барьер, и третья — слабое понимание принципов международного маркетинга. В результате, как говорится, что имеем… Но ситуация уже меняется.

Поддержка экспорта: обоюдный интерес государства и бизнеса

Чтобы минимизировать риски и помочь, в том числе и финансово, предпринимателям работать на экспорт, государство приступило к реализации важного и сложного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Согласно данным министерства промышленности и торговли, реализация этого проекта в перспективе может позволить нарастить объем российского несырьевого и неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов. Что для этого надо сделать? Вовлечь в процессы международной кооперации как можно больше компаний, и, в первую очередь, речь идет о малом и среднем бизнесе — представителях разных отраслей экономики.

Дмитрий Антонов
Заместитель директора центра поддержки предпринимательства —
руководитель центра поддержки экспорта (ЦПЭ):

Антонов

«Действительно, государство создало сейчас достаточно механизмов, чтобы помочь предпринимателям начать внешнеэкономическую деятельность, выйти на мировые рынки. Как раз для этого в регионах были созданы центры поддержки экспорта. Давайте представим небольшое предприятие, которое производит, скажем, отличные электронные приборы. Спрос в России на них ограниченный, а расти и развиваться надо. И в то же время есть понимание, что у продукции хороший экспортный потенциал. Англоязычную версию сайта компании сделать надо? Безусловно. Участвовать в международных выставках важно? Конечно. А еще надо получить сертификат международного образца, как без него? И наконец, составить толковое коммерческое предложение и найти партнеров за рубежом. Я уже не говорю про участие в международных выставках, которое почти полностью оплачивает ЦПЭ. Ну и, конечно, обучение. Мы регулярно проводим образовательные мероприятия в самых разных форматах, и знания, которые благодаря центру получают клиенты, позволяют понять тонкости процесса экспорта и дают возможность успешно вести дела. За время работы ЦПЭ список наших предприятий-экспортеров пополнили несколько десятков тульских компаний, и это только начало».

Реальные истории

Наталья Шавель
Заместитель директора по ВЭД ООО «Белёвская кондитерская компания»:

3_5

«Несомненно, процесс вывода продукции на мировые рынки непростой и недешевый. Мы поняли это в самом начале пути, когда только начинали зондировать возможности экспорта нашей продукции.

Белёвская пастила — не только интересный продукт, но и оригинальный, даже в некотором роде специфичный. И познакомить с ней другие страны, объяснить, что же это за национальный десерт, — дело увлекательное. И затратное.

Выставки, переговоры с потенциальными иностранными партнерами — всё это дорогое удовольствие. Не знаем, каким бы был наш путь, если бы государство не приступило к реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Такая поддержка была очень ощутима и практически бесценна.

Например, сейчас мы делаем германоязычную версию нашего сайта. Примерно 80% стоимости компенсировал тульский центр поддержки предпринимательства. Также нам пришлось объехать много выставок, и почти все затраты на организацию покрывал центр. А затраты немалые. Например, изготовление и монтаж стенда — около 10 тысяч долларов. Компания оплачивала лишь командировочные сотрудникам, а самые значительные расходы взял на себя ЦПЭ.

Неоценима и консультационная помощь, потому что в новом деле всегда сложно. Можем сказать одно: очень приятно работать с центром поддержки экспорта. Мы друг друга слышим и понимаем. Когда речь шла о выборе площадок для электронной торговли, в центре никто не навязывал своего мнения (такая практика есть в некоторых регионах). Наша компания определилась сама, и центр выдал нам субсидию для выхода и продвижения нашей продукции на электронных площадках Германии и Китая.

Сегодня мы экспортируем пастилу также в Японию, Казахстан, США и страны Прибалтики. В том числе благодаря внешнеэкономической деятельности, мы заметно растем: за несколько лет производственные мощности увеличились в несколько раз. Что, безусловно, положительный фактор — он означает, что благодаря международным выставкам и ярмаркам спрос на полезную продукцию увеличивается не только в России, но и за границей».

Павел Баздырев
Директор компании «Байкал майкрофонс»:

Баздырев 1

«С 2013 года мы производим микрофоны, и с самого начала был взят курс на внешний рынок — рынок США. Проблема была в том, что нас там никто не ждал, у них достаточно своих производителей. Более двух лет мы «штурмовали» Америку и получили первые результаты — контракты на поставку микрофонов.

С центром поддержки экспорта в Туле работаем с момента, когда они начали свою деятельность. И поддержку ощутили реальную. Кстати, скажу, что там очень качественно выстроена работа. Они не сидят и не ждут, пока со своими вопросами и проблемами придет предприниматель. Регулярно звонят, приглашают участвовать в выставках, проводят образовательные семинары.

Так вот благодаря центру мы сертифицировали систему менеджмента качества, почти 80 процентов оплатило государство. Потом зарегистрировали и защитили торговый знак. Тут ЦПЭ очень помог, а самое главное, был прецедент — одна китайская компания пыталась подать заявку на наш знак.

В прошлом году центр оплатил участие компании на выставке в Нью-Йорке, где мы подписали очень выгодные контракты, и теперь российские микрофоны —
полноправные участники бродвейских мюзиклов.

Уверен, что сотрудничество с ЦПЭ компании просто необходимо продолжать. В том числе благодаря специалистам центра наша продукция сейчас поставляется в 20 стран мира».

 

г. Тула, улица Кирова, дом 135, к. 1, оф. 426

Телефон 8-800-600-777-1,
+7 (4872) 25-98-33

export71.ru